ТОВАРНЫЙ ЗНАК: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Что такое товарный знак


Товарный знак - это обозначение, которое используется для отличия товаров или услуг одних производителей от идентичных товаров и услуг других участников рынка. Говоря простым языком, это уникальный образ продукта или сервиса, позволяющий потребителю выделить его на рынке среди прочих конкурентов.

 
В Гражданском кодексе РФ используется именно понятие «товарный знак», который обозначается как - ®. Однако в деловом обороте часто можно встретить такие названия как, например, торговая марка, товарная марка, бренд, логотип и пр.
Торговая марка («trade mark») - синоним товарного знака, пришедший к нам из международного интеллектуального права. Trade mark за рубежом означает то же, что и товарный знак в нашей стране, т.е. официальную регистрацию названия или логотипа, и обозначается как - ™.

 
Однако использование данного понятия в России, в том числе и других, перечисленных выше, юридически не корректно.
Иногда рядом с названием или логотипом российских компаний можно встретить обозначение TM. Представители бизнеса его обычно используют, когда заявка на государственную регистрацию уже подана, но еще находится на стадии рассмотрения Роспатентом, т. е. государственная регистрация не завершена. Это делается с целью предупредить конкурентов, что уже ожидается официальная регистрация данного обозначения, однако юридической силы подобная маркировка не имеет, правовая охрана еще не предоставлена.

 
Зачем нужен товарный знак

 
Товарным знаком маркируются товары или услуги, в отношении которых он был зарегистрирован и которые реализуются при осуществлении предпринимательской деятельности. Это означает, что больше никто, кроме собственника или без его разрешения не имеет права использовать такое же или похожее обозначение для аналогичного товара или сервиса при продвижении их на рынке.

 
Какие преимущества дает зарегистрированный товарный знак?
1. Возможность для владельца товарного знака защищать свои права, в частности: запрещать его незаконное использование другими участниками рынка; требовать компенсацию за нарушение права; обращаться в государственные органы (суд, ФАС, полицию, таможню) за пресечением выявленных нарушений использования и защитой нарушенных прав на товарный знак.
2. Зарегистрированный товарный знак может стать нематериальным активом (НМА) компании, т. е. его можно оценить, поставить на баланс и включить в состав уставного фонда организации, его можно продать, использовать в залоговых обязательствах.
3. Возможность масштабирования бизнеса путем создания и продвижения франшизы, а также посредством передачи права использования товарного знака другим лицам на основании лицензии за вознаграждение.
4. Повышение доверия и лояльности потребителей, партнеров и потенциальных инвесторов к товарам и услугам, реализуемым под зарегистрированным товарным знаком.

 
Виды товарных знаков


К основным видам товарных знаков относят:
1. Словесные
Это самый распространенный вид. В качестве товарного знака регистрируются слова и буквы, имена собственные, слоганы. Например, «Мегафон», «Сбер», «Вкусно и точка», «Управляй мечтой», «Red Bull окрыляяяееет» и др.
2. Изобразительные
Это изображения с людьми, животными, предметами, природными объектами, фигуры любой формы, композиции линий, пятен. Это так называемые логотипы. Например, четыре кольца Audi, черная пантера Puma, разноцветная G Google, надкусанное яблоко Apple и др.
3. Комбинированные
Сочетают в себе элементы разных видов, чаще всего словесные и изобразительные. Например, логотип Mastercard (красный и оранжевый круги + название), логотип «Лада» (стилизованная ладья + название), логотип Chanel (черные полукольца + название) и др.
4. Объемные
Это 3D-объекты, форма товара или его упаковки. Например, оригинальная форма бутылки Coca-Cola, шоколадки Toblerone, фигурка ягуара на капоте автомобиля Jaguar и др.
5. Звуковые
Это звуки или их комбинации, которые ассоциируются с определенным производителем или услугой. Обычно это короткие мелодии, джинглы. Например, звук запуска Windows, позывные радиостанций (Европа плюс, Русское радио), заставки телепередач («Спокойной ночи, малыши», «Поле чудес»), рекламные звуки (мурлыканье кошки из рекламы «Whiskas», реклама «До-До пицца») и др.
6. Другие виды знаков
С развитием технологий и маркетинга появились нетрадиционные виды товарных знаков, например, цветовые. Это сочетание нескольких цветов без контура. Например, Сбербанк (зеленый), Газпром (синий), МТС (красный) и др. Есть также обонятельные, но их не много, что связано со сложностью их регистрации и фиксации. Например, в России наиболее известный обонятельный товарный знак - «кожаный аромат», зарегистрированный для 41 класса МКТУ (организация и проведение обучающих мероприятий).

 
Требования, предъявляемые к товарному знаку

 
Не каждое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Законодательство устанавливает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать товарный знак.
Главный критерий – это так называемая различительная способность товарного знака, т.е. потребитель должен четко отличить товар, маркированный товарным знаком, от подобных товаров конкурентов.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака:
1. Описательные характеристики товара, указывающие на его вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта (вкусный, натуральный, диетический, литр, без ГМО и т.д.). Нельзя зарегистрировать для пекарни слово «хлеб», для цветочного магазина - «цветы».
2. Общепринятые символы и термины, геральдическая символика. Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака государственный флаг и герб, а также изображения, которые ассоциируются с определенной сферой деятельности. Например, знак напряжения – символ, применяемый для электротоваров.
3. Форма упаковки, которая традиционно используется для конкретного вида товара (обычная бутылка для воды, коробка для конфет и т.д.)
4. Сведения, вводящие потребителя в заблуждение. Например, Российское общество байкеров, где возникает ассоциация, что это государственная организация.
5. Обычные геометрические фигуры, не обладающие различительными особенностями (просто круг, треугольник, квадрат, без дополнительных элементов).
6. Названия произведений, искусства, науки и литературы, персонажи и цитаты без согласия авторов-правообладателей.

 
В нашей повседневной жизни товарные знаки используются повсеместно. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между компаниями, ведущими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Принять все Отказаться от всех Настроить
Cookies